Детский сад №8
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИКИ ОРИГАМИ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО САДА С СЕМЬЕЙДревнейшее японское искусство оригами - складывание различных фигурок из бумаги. Ещё Лев Николаевич Толстой в трактате "Что такое искусство" предсказал великое будущее оригами в духовном и физическом развитии и воспитании детей. Оригами развивает способность работать руками, приучает пальцы к точным движениям, что особенно важно для детей, у которых имеются проблемы с мелкой моторикой и координацией рук. Дети, увлекающиеся оригами, обладают пространственным воображением. Они без труда разбираются в чертежах, легко представляют будущее бумажное изделие в объёме. Педагоги по оригами считают, что занятия им развивают память, активизируют мозг, способствуют развитию умения концентрировать внимание. Дети ведут настоящий творческий поиск, сами изобретают новые фигуры, создают весёлые игровые ситуации. Это своего рода игровая терапия. Казалось бы, какая может быть связь между мелкими движениями рук и развитием речи у детей? На деле такое взаимодействие существует. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики. Сегодня ученые и педагоги единодушно признают, что между развитием кистей рук и общим развитием ребенка, его успехами в учебе и творчестве, существует прямая связь. Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков Академии педагогических наук установили, что уровень развития речи детей находиться в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Занятия оригами способствуют не только развитию тонких движений пальцев, но и улучшают внимание, память, мышление и творческие способности. Кроме этого, занимаясь с детьми оригами, педагог развивает восприятие, пространственную ориентацию, сенсомоторную координацию детей, то есть те школьно-значимые функции, которые необходимы для успешного обучения в школе. Хорошо известно, что формирование правильной речи тесно связано с дыханием. Надо учить ребенка координировать воздушную струю, правильно пользоваться силой голоса, управлять интенсивностью выдоха. Необходимо также развивать подвижность органов артикуляционного аппарата (вытянуть губы вперед трубочкой, растянуть в широкую улыбку...). Речь образуется во время выдоха. Специальные дыхательные упражнения развивают фонетическое дыхание, особенно удлинённый, сильный выдох. И вот тут "палочкой-выручалочкой" становятся игрушки - оригами. Координировать воздушную струю помогают сделанные детьми простые лёгкие фигурки. Их можно подвесить на ниточку и слегка на них дуть, растягивая рот и сжимая губы. Управлять силой выдоха можно учиться при изготовлении надувных игрушек. В нашем детском саду кружок "Оригами" организован с 2002 учебного года. Дети, которые посещают этот кружок, имеют особые педагогические потребности: это дети с общим недоразвитием речи. Для них значимость искусства оригами, о которой я говорила выше, особенно важна. Детям очень нравится заниматься в кружке, они с нетерпением ждут очередного занятия, чтобы, попав в сказку, сотворить чудо своими руками. Их старания всегда не напрасны: поделки детей украшают группу или фойе детского сада, отправляются на конкурсы. Работы детей неоднократно принимали участие в районных, городских конкурсах детского творчества. Проведя опрос мы выяснили, что многие родители с большим интересом хотели бы принимать активное участие в нашем кружке. Поэтому, начиная с этого учебного года, в наш кружок приходят не только дети, но и их родители. Такая форма взаимодействия может дать новый толчок как детскому, так и взрослому творчеству, а возможно откроет такие черты ребенка, о которых близкие и не подозревали. 1 апреля 2014 в 16:11
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.